mikhail_doliev (mikhail_doliev) wrote,
mikhail_doliev
mikhail_doliev

Categories:

Опера "Борис Годунов". Жемчужина или провал?

 Трудно найти гениальное произведение с триумфом, благодарностью принятое чернью, современниками и критиками. Если шедевр не был освистан или встречен холодно, невольно задумываешься, а шедевр ли это?


Так произошло и с гениальной оперой Модеста Мусоргского "Борис Годунов".
Когда Мусоргский в 1870 принес ее в репертуарный комитет Императорских театров, ему отказали. Так как он не имеет музыкального образования, без опыта работы композитора, лезет к нам непрофессионал из лесного ведомства, не написал партии для женского голоса.
Конечно, композитор перерабатывает оперу, и в 1874 подает в комитет вторую редакцию, с женским голосом. Что интересно, имена членов этого комитета могут припомнить лишь немногие продвинутые культурологи, а Мусоргского сегодня знает весь мир. В 1875 оперу ставят на сцене Мариинского театра.
Лично меня опера поразила своей необычной мелодичностью, необычными переходами, музыка сложна и одновременно проста, народна. По ритмам опера чем-то напоминает рок-музыку. Она явно выделяется на фоне однообразной рутины 19 века.
Лучшие друзья, соратники по Могучей кучке отвернулись от великого Композитора, публично критикуя оперу.
А вот что написал лучший друг Кюи:
"…не выдерживает критики. В нём нет сюжета, нет развития характеров, обусловленного ходом событий, нет цельного драматического интереса. Это ряд сцен, имеющих, правда, некоторое прикосновение к известному факту, но ряд сцен расшитых, разрозненных, ничем органически не связанных."
— Санкт-Петербургские ведомости, 6.2.1874
Кстати, кто-нибудь помнит, что написал композитор Кюи? А?
Чур, не заглядывать в википедию!
Мусоргскому помог посторонний человек, добрая душа, директор Императорских театров Степан Гедеонов. Он принял решение ставить "Бориса Годунова" без одобрения комитета. У публики премьера прошла с большим успехом, раздавались даже овации. Но, тем сильнее оперу невзлюбили ее критики! В чем только не обвиняли Модеста Мусоргского: "в невежестве, безграмотности, недостатке мелодичности, однообразии речитатива, искажении Пушкина".
Пошатнулись и финансовые дела композитора...
Традиционно. Моя любимая версия оперы "Борис Годунов" в современных костюмах и с омоновцами.

https://www.youtube.com/watch?v=GYvC-e2eb5s

Ну и, как следствие, от всех этих неприятностей, неприятии и травли, Мусоргский запил, заболел белой горячкой и умер.
Именно, в этот сложный период запоя, его рисует Илья Репин. В школе нам говорили "композитор болел", берегли школьников от действительности обезьяньего мира. А Мусоргский попросту от всей этой травли, пил и медленно умирал. Портрет действительно точный получился. Я еще тогда думал, прямо как наш дворовый дядя Тома, алкаш!



#МодестМусоргский, #БорисГодунов, #опера, #искусство, #театр, #МояРецензия, #яостаюсьДома,
#музыка, #искусство, #театр, #театральное, #опера,#АстраханскийТеатрОперыиБалета, #Астрахань, #БольшойТеатр,#МояРецензия, #Rossin, #впечатления,
Tags: #rossin, #АстраханскийТеатрОперыиБалета, #Астрахань, #БольшойТеатр, #БорисГодунов, #МодестМусоргский, #МояРецензия, #впечатления, #искусство, #музыка, #опера, #театр, #театральное, #яостаюсьДома, Великие неудачники, искусство, театральное
Subscribe

Posts from This Journal “Великие неудачники” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment